Основная дорога к югу от Саны ведущая к городам Таиз и Аден расходится в г. Дхамар в юго-западном направлении к городу Аль Байде. Следуя по этой дороге можно увидеть город-крепость Рада. Он был столицей малоизвестного Тахиридского королевства (1454-1517 гг.), которое отвоевало города Аден и Забид у когда-то влиятельной династии Расулидов. Несмотря на то, что сегодня Рада является важным торговым и административным центром, она по-прежнему имеет особую атмосферу и славится своими домами и построенной из глиняных кирпичей цитаделью (сегодня здание тюрьмы). Мечеть Амария была построена приблизительно в 1512 году в особенном стиле, уникальность которого заключается в том, что у нее нет минарета. Она стоит на возвышении, открывая свои сводчатые лоджии и киблах. В зале для омовений есть древние колонны химьяритского периода.

Дорога к югу снова разветвляется в городе Ярим, который долгое время был важным центром, и, следуя на восток в сторону городов Дхала и Аден мимо древней столицы Химьяритского царства Дху Раян, приводит к горячим источникам Хаммам Дамт, находящимся в 60 км к югу от Дхамара. Заполненный водой кратер, образовавшийся после недавно потухшего вулкана, издалека напоминает громадный пень, возвышающийся над равниной и окруженный подобными меньшими по размеру образованиями. Местные жители называют его "троном Билкис", намекая на королеву Шебы. Сразу после образования кратер был покрыт слоем известкового туфа, на котором в результате кипения и испарения горячих минеральных вод со временем образовался налет. К кратеру можно подняться по металлическим ступеням. Сверху открываются потрясающие виды на окрестности. На северной стороне склона местные жители купаются в минеральных водах.

Большая часть горячих источников в Йемене возникает на полях излившегося базальта в горах вулканического происхождения, где по-прежнему очень высок поток тепла. Термальные источники также можно увидеть в образующихся вдоль крутых склонов разломах и на берегу Красного моря. Недавние серьезные землетрясения, в результате которых погибло много людей и были разрушены дома, произошли в г. Дхамар в 1982 году и в г. Аль Удаин в 1991 году. Считается, что последнее землетрясение произошло в результате зарождения вулкана. При добыче нефти с этой стороны Красного моря рядом с поверхностью земли были обнаружены очень высокие температуры, а в 1980 году на находящимся напротив этого места африканском побережье произошло крупное извержение вулкана.

К югу от г. Ярим на плато Дхамар можно часто увидеть большие и маленькие стаи мигрирующих птиц, сопровождаемые большим количеством хищников. Среди них есть белые аисты (Ciconia ciconia), которых привлекает сюда изобилие пищи. Этим большим птицам необходимо есть насекомых для поддержания сил во время перелетов. Прилетевшие сюда стаи пернатых используют поднимающиеся горячие течения воздуха для набора высоты с тем, чтобы продолжить свой путь в облюбованные места размножения на африканском континенте. Подобно многим более крупным мигрирующим видам они избегают долгих перелетов над Средиземным морем, предпочитая лететь над Гибралтарским проливом или Турцией и Средним Востоком. Летящие с востока птицы пересекают Красное море в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Большая часть птичьих миграций требует много времени и сил, но они вынуждены это делать, чтобы выжить, так как по мере приближения зимы в Европе дни становятся короче и пернатые начинают испытывать нехватку корма. Задолго до наступления холодов или голодных времен птицы отправляются в более благоприятные для жизни места, чтобы весной опять вернуться в Европу. Именно благодаря этому возвращению птиц с приходом теплого времени года появился миф об аисте, который приносит детей.

Перевал Сумара, лежащий на высоте 2,800 метров между Саной и Таизом можно считать границей между высокогорьем и внутренней частью страны. Большая часть усилий местных жителей уходит на круглогодичное выращивание зерновых культур на горных террасах. Для выращивания сельскохозяйственных культур используется 60% всех обрабатываемых земель.  В основном это похожее на гусиную шею сорго двуцветное (Sorghum bicolor) (дхурра), просо (дукхн), ячмень, которые растут на более засушливых почвах или в местах с малым количеством осадков. Небольшие участки земли засеиваются пшеницей или кукурузой.

Сорго используется местными жителями для выпечки хлеба и приготовления каш. Помимо этого они находят применение для каждой части этого хлебного злака. Листья и стебли идут на корм домашнему скоту. Корни и стебли используются в качестве топлива при приготовлении пищи, после чего пеплом удобряют почву. Когда созревает зерно, стебель срезают под корень и оставляют на пару недель до полного высыхания. После этого зерно отделяется, перемалывается и просеивается.

Следуя дальше к югу можно увидеть, как пейзаж сменяется буйной растительностью вокруг г. Ибб. Земли этого плодородного региона, где выпадает самое большое количество осадков в Йемене, покрыты плантациями сорго, проса и ката. Город Ибб расположен на небольшом холме у подножья западных гор. Это типичный йеменский город, который за последние пятнадцать лет увеличился в своем размере благодаря развитой сельскохозяйственной деятельности региона, центром которого он является, а также своему значимому положению на пути между городами Таиз и Сана.

Через десять километров дальше к югу в направлении г. Таиз в одном из самых зеленых и наиболее красивых районов Йемена в месте слияния двух вади расположился г. Джибла (говорят, что он назван в честь когда-то жившего здесь гончара). В давние времена это был богатый торговый город, центр исламского учения. Многие из его зданий насчитывают более трех веков. Его узкие улочки пролегают между пятиэтажными домами, построенными из местного камня серо-розовых тонов.

Одна из величайших королев Йемена Арва бинт Ахмад Аль Сулайхи (часто называемая Билкис-младшая), которая в 1080 году унаследовала от своего мужа государство Сулайхидов, перенесла в Джиблу столицу из Саны. Ее тесть был представителем династии Фатимидов, которые утверждали, что происходят от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда (династия халифов-шиитов (исмаилитов)). Представители этой династии давали своим дочерям хорошее образование, поэтому королева Арва прекрасно разбиралась в тонкостях искусства и литературы и была покровителем писателей и архитекторов. О ней говорили, что она осуществляла правление скорее на основе принципов дипломатии, чем с позиции силы, благодаря чему была достигнута политическая стабильность. Она известна тем, что вкладывала огромные средства в социальную сферу и потратила весь годовой бюджет на строительство и реконструкцию террас, акведуков, дорог, мостов, рынков и мечети, включая восточное крыло Большой мечети в Сане. Королева умерла в 1138 году в возрасте 92 лет и была похоронена в мечети города Джибла, которую потом назвали ее именем. Построенная в 1088 году мечеть примечательна минаретом двенадцатого века и изящно отделанными помещениями и бассейном для омовения.

Не доезжая до города Таиза в деревне Аль Джанад можно увидеть еще более древнюю мечеть. Построенная мусульманским миссионером Муад бин Джабалом в начале седьмого века во время жизни пророка Мухаммеда она является одной из двух старейших мечетей страны. Она расширялась и обновлялась различным образом на протяжении веков, но 70-метровый минарет и внешний зал для омовения сохранились со времен постройки. На ее стенах и колонах можно увидеть строки из Корана. Здесь, также как и в Большой мечети Саны, есть внутренний дворик, окруженный каменными арками, поддерживающими галереи.

Сегодня Аль Джанад - это маленькая деревушка, но она является важным местом для паломников, которые собираются здесь каждый год в первую пятницу священного месяца Раджаб. Она всегда превосходила город Таиз с административной и религиозной точек зрения. Перенос столицы, возможно, произошел в 1174 году, когда брат Саладина Тураншах Аль Айюби завоевал Забид и искал в расположенных к востоку горах уединенное место с тем, чтобы спрятаться от жары.

 

Таиз - это шумный и оживленный город, который был населен еще до прихода ислама и неоднократно избирался столицей в различные периоды истории Йемена. Сегодня это центр современной промышленности и торговли, расположившийся на плато на высоте 1400 м над уровнем моря в 80 км к северо-востоку от Мукхы. Прямо над городом возвышается цитадель, приютившаяся у подножья гранитной горы Сабр высотою 3200 метров. Здесь во времена правления имама Ахмада бин Яхья Хамид ад Дина, который умер в 1962 году, держали в заложниках членов племен, с помощью которых он надеялся добиться лояльности их лидеров.

Находясь в сердце богатого сельскохозяйственного региона, где благодаря проливным летним дождям (не менее 63 сантиметров в период между апрелем и октябрем) хорошо развито террасное земледелие, Таиз никогда не испытывает нехватки в продуктах питания местного производства. Благодаря тому, что зимой здесь теплее, чем в Сане, а летом холоднее, чем в Адене, Таиз долгое время был местом сезонного скопления людей. Помимо этого, он выступает в качестве склада для транзитных товаров, следующих из Мокка и Адена вглубь страны.

Последний правитель династии Айюбидов покинул г. Таиз и вернулся в Египет в 1229 году, оставив вместо себя члена династии Расулидов Умара Нур ад-дина, который впоследствии провозгласил себя султаном Йемена, основав таким образом династию Бани Расулов, правившую с 1229 по 1454 год. Это был золотой период истории города Таиз, во время которого, являясь столицей династии Расулидов, он был важным центром политической власти и торговли. Но с тех пор как турки-османы, приехавшие в Йемен в 1546 году, заново восстановили его, он стал важным торговым центром. В наши дни Таиз по-прежнему играет ведущую роль в сфере торговли. В то же время центр политической власти Йемена менялся время от времени и только в двадцатом веке во время правления имама Ахмада (1948-1962 гг.) Таиз опять стал столицей. Дворец имама Ахмада в Аль-Ордхи, сохранивший свою обстановку и предметы обихода в таком виде, в каком они были до революции 1960 года  сегодня является музеем.

Большая часть городской стены тринадцатого века исчезла, но главные ворота Баб Муса и Баб Аль Кабир сохранились. Через последние можно пройти к старому суку, который не так впечатляет как рынок Саны, но здесь можно найти большое количество интересных товаров (многие из которых привезены из Тихамы), включая корзины, вышитые изделия и керамику, а также хорошего качества и по разумным ценам серебряные украшения, возможно, самые лучшие в Йемене. Но главной достопримечательностью города, конечно, являются четыре мечети, построенные во времена династии Расулидов. Особенного внимания заслуживают две наиболее красивые и древнейшие мечети - Аль-Музаффар, которая находится в центре города, и Аль-Ашрафия, названные в честь своих строителей Султана Музаффара и Султана Ашрафа I и II (правившие в 1250-1377 годах). У обеих мечетей есть минареты, внутренние дворики, большие купола, окруженные более маленькими куполами, возвышающимися над молитвенным залом со ступенчатыми сталактитовыми арками.

Структура здания отражает влияние турецко-сирийской архитектуры, в то время как красиво отделанные внутренние помещения и великолепная каллиграфия на их стенах напоминают работу персидских, египетских, и даже мавританско-андалусских мастеров. Построенная в начале тринадцатого века мечеть Аль-Музаффар является старейшей мечетью в г. Таиз. Насчитывая свыше двадцати белых куполов, она кажется более красивой. В то время как мечеть Аль-Ашрафия (построенная в два этапа между 1295 и 1297 годами при Ашрафе I и позднее между 1376 и 1400 годами при Ашрафе II и восстановленная в 1980 году) по своему стилю ближе к традиционной йеменской архитектуре. Имея два минарета и школу Корана в прилегающем здании, она является самой  важной мечетью города Таиз. Ее отделка изысканной лепниной и изящным резным орнаментом отражают влияние египетского декоративного стиля, а огромный купол северного молитвенного зала является одним из наиболее величественных художественных творений Йемена.

Первые мечети строились из камня в центре деревень или городов. Это были простые прямоугольные строения с квадратными открытыми двориками, окруженными галереями с плоскими крышами. Самым ранними мечетями, построенными по подобию Большой мечети в Мекке, были мечеть Аша'ир в Забиде, Аль-Джанад недалеко от Таиза, Большая мечеть в Сане, где в 1972 году были найдены самые древние из известных фрагментов Корана, и Большая мечеть Шибама, расположенная недалеко от г. Кавкабан.

Небольшие здания мечетей можно увидеть и сегодня в маленьких городках и деревнях. Как правило, они состоят из простых комнат с плоскими крышами и придающими прочность всей конструкции шахадами (возвышающиеся по углам камни), которые являются отражением символики животных, используемой в доисламский период. Иногда мечети строились на окраине деревни с тем, чтобы до них было удобно добираться не только местным жителям, но и проезжающим мимо путешественникам. Со временем конструкция мечетей усложнилась. К простому молитвенному залу добавились бассейн для омовения, купальные зоны, минарет, дворики и михраб, указывающий направление в сторону Мекки. Большая часть отделки мечетей выполнена в традиционном для данной местности стиле. Появившиеся позднее мечети с куполами уже отражали влияние иностранных архитектурных стилей, включая турецкие, индийские и даже африканские (в Тихаме). В городах большие мечети строились специально для полуденных пятничных молитв. 

Большая часть мечетей отделана достаточно скромно, но некоторые, как например, мечеть Аль-Ашрафиян в Таизе отличаются богато украшенными ставнями, потолками и окнами. В более важных мечетях минареты часто более высокие или искусно отделанные. В крупных мечетях есть бани (хаммамы). Это небольшие помещения для купания, часто имеющие крышу в форме купола. Соблюдение чистоты тела является очень важной частью исламского ритуала, поэтому местные жители часто собираются в местах, где есть водоемы. В мечетях люди получают образование, восстанавливают силы, делятся новостями, а также предаются размышлениям и молитвам. 

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007