Архитектура Йемена » Типы построек для воды

Пожалуй, именно способ хранения воды сделал Йемен знаменитым в древних священных текстах. Ведь именно благодаря Марибской плотине Сабейское царство было столь богато и вело торговлю со многими странами мира на протяжении долгого времени. И, может быть, закономерно, что в арабских сказаниях с ее разрушением заканчивается век древних южноаравийских цивилизаций. Но опыт бережного отношения к воде той цивилизации естественно перетёк в мусульманско-бедуинский Йемен.
И абсолютно логично, что в архитектуре Йемена отдельную группу составляют постройки, связанные с получением и хранением воды.
В Йемене существует 4-е типа таких построек.

На первое место я «выношу» колодец, как самый традиционный способ добычи воды. Колодец зачастую это центр селения. Именно здесь незнакомец «официально» может заговорить с женщиной, без боязни оскорбить её и её родственников.
Йеменский колодец – это круглая шахта с максимальным диаметром 3,5 м. Глубина колодца и внутренняя облицовка различны, в зависимости от местонахождения. Например, в Хадрамауте считается, что водоносный горизонт расположен на глубине 10-30м и стенки выкладываются необработанным камнем без раствора. Есть и скальные колодцы, которые приходится вырубать.
Для защиты колодца строят небольшое помещение над ним с целой системой ванн для бытовых нужд. Как правило, бассейны для омовения в мечетях также связаны с колодцами.


Другой древний тип – искусственные резервуары, так называемые джабии, представляющие собой подобие ступенчатых заглублённых в землю ванн, которые могут быть соединены между собой. Размеры джабий варьируются. В джабиях собирается либо дождевая вода, либо вода со склонов гор. Внутри ёмкостей помимо уступов иногда встречаются и ступеньки. Всё это существует для удобства подачи воды. Пожалуй, самый яркий и большой пример джабий находится в Адене -- это система скальных водоемов Тавила.
В деревнях встречается разновидность -- купольные джабии – круглые резервуары с усеченнённым конусообразным куполом высотой 2-3 м и небольшой пристроечкой с проходом к джабии. Как правило, они принадлежат одной семье. И всё чаще эти сооружения используют для хранения корма.

С давних времен у бедуинов существует традиция делиться водой со всяким встретившимся путником. Следующий тип как раз связан с этой традицией и встречается больше в районах, соседствующих с пустыней или на старых караванных маршрутах. Называется он сикая. Это небольшое, как правило, прямоугольное сооружение с купольной или покатой крышей. Обязательно с толстыми сырцовыми стенами, спасающими от жары, вентиляционными решетками в верхней четверти по периметру (как раз над уровнем воды) и отверстиями с воронками, чтобы заливать и доставать воду. Строились они на пожертвования и входили, по-нашему, в систему обслуживания дорог, которая следит, чтобы там всегда была вода. Также сикаи встречаются и возле мечетей.

Ну и самый грандиозный тип – ирригационный. В древности существовало два типа этого способа – селевой и гейлевый (гейль -- арабское название непересыхающего потока). Селевой поток более мощный и кратковременный. Его силу йеменцы научились направлять в буквальном смысле слова в нужное русло – вади (сухое русло), распределяя по краям к полям системой отводных каналов. Масштабы орошаемых территорий впечатляют: Древний Мариб – 9600 га, а непрерывное с древности использование ирригации в Лахедже привело к орошению 20 000 га. Однако Марибская плотина выделяется тем, что в отличие от других, она служила и хранилищем воды, а не только системой распределения. А вот что сообщает средневековый рассказ:
«Ал-‘Арим – это по-химьяритски дамба (муссана). Она перегораживала пространство между двумя горами, и вода собиралась позади плотины (садд). В ней были сделаны отверстия (абваб), одно над другим, а перед ней – большой пруд, из которого было сделано 12 выходов, по количеству каналов (анхар). Когда наступал период дождей, паводковые воды собирались позади плотины. По приказу открывалось верхнее отверстие, и вода текла в пруд. Потом поставляли навоз (ба’р) и кидали его туда; различные куски навоза выносились из пруда с разной скоростью; они же замедляли течение в каналах; и кидали навоз в воду так, что он выходил равномерно с водой. Так они распределяли его (навоз) между собой. И было с ними то, что было, как у Сулаймана (т.е. благоденствие)»[Цитата из книги Пиотровского].
Кстати археологические исследования ирригационных систем помогают установить примерный возраст древнеаравийских оазисов, а иногда и обнаружить их. Так относительно недавно был обнаружен оазис Марха – территория государства Аусан, ирригация которого началась в начале III тыс. до н.э. Возраст определяют уровнем наносов, исходя из средней нормы 1 см в год, выведенной при раскопках в Марибе.

По сей день йеменцы используют воду способами, найденными их предками. Ну разве ни красивы террасные поля, которые огорожены, дабы вода не смыла всё. Эх, земледелие :)

Две схемы и фотография из книги Хадрамаут, М. 1995. (колодец находится возле усадьбы ар-Рауда, сикая -- возле сел. Хурейда).

 Использованная литература:
Кожин Ю.Ф. К Истории гражданской архитектуры Хадрамаута – Хадрамаут, М. 1995
Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее Средневековье. М., 1985
Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
Седов А.В. Древний Хадрамаут., М. 2005.
Бруннер У. Южноаравийская гидравлическая цивилизация. -- “Scripta Yemenica”, М. 2004г.

Текст: Моисеева Анна

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007