Архитектура Йемена » Мечеть аль-Бакирийа в Сане

Мечеть аль Бакирийа. 1928г.В восточной части Саны аль-Кадимы (Старый город) находится Мечеть аль-Бакирийа (مسجد قبة النكيرية, Al-Bakiriyya Mosque),  построенная турками-османами в 1597 году во времена первой оккупации в Йемене и короткого османо-зейдитского перемирия. Османский вали Хасан-паша Арнавут приказал построить эту мечеть ханифитского толка в целях увековечения незыблемости османского владычества в Южной Аравии. По другой версии мечеть была построена, как дань уважения одному из друзей паши, похороненному рядом с мечетью.


Мечеть аль-Бакирийа относится к так называемому контриярдному типу мечетей, широко распространенному в Йемене. Однако Аль-Бакирийа является примером классической османской архитектуры - большой по размерам для йеменской архитектуры и небольшой для мечетей Османской империи.

Вход на территорию внутреннего двора мечети расположен в западной части (со стороны улицы Аль-Лакийах) и осуществляется через небольшой выпуклый портал в западной стене, декорированный по периметру верха зубцами традиционной для Йемена формы.

На той же стороне мечети, слева и справа от входа, находятся две гробницы, внешне почти копирующие форму здания самой мечети.

   

 

На юге, справа от входа, во дворе расположено четырехкупольное прямоугольное помещение для омовений. Рядом, с восточной стороны есть небольшой бассейн (скрыт за аркатурой и помещением).

 

Параллельно восточной части двора идет узкий крытый коридор с аркатурой, ведущий к минарету. Слева и справа от минарета (за аркатурой) есть три помещения, в два из которых можно зайти с восточной внешней стороны. Два этих здания отсутствуют на схемах Рональда Леукока, и предположительно они были достроены после 1983 года.

В отличие от здания мечети, минарет Аль-Бакирийи и по форме, и по декору полностью соответсвует стилю санских минаретов. 

Главной отличительной чертой Аль-Бакирийи является большой полусферический купол над молитвенным залом - особенность, которая была неизвестна в Йемене до Османской оккупации. Купол опирается на барабан в форме восьмиугольного фриза.

По четырем углам здания на уровне фриза находятся четыре цилиндрические башенки, схожие по форме с верхушками некоторых минаретов Саны, но эти башенки также являются характерной чертой османских мечетей. 

Помещение мечети состоит из большого молитвенного зала, которому предшествует трехкупольный портик с двумя колоннами. Паруса и внутренние части куполов портика богато декорированы гипсовым геометрическим узором и изречениями из Корана. Еще три купола располагаются перпендикулярно портику и на одном с ним уровне - над внутренним помещением в восточной части мечети (небольшим нефом и огороженной усыпальницей).

 

В отличие от йеменских мечетей здесь, в молитвенном зале, нет несущих колон и деревянного кессонного потолка. Поддержка купола производится за счет арочно-сводчатых парусов, в центре которых находятся так называемые ярко декорированные мукарны (сотовый свод). Мукарны так же использованы в качестве основного декора михраба. Роспись зала создает эффект объема, хотя раскашенная гипсовая резьба присуствует только в украшении окон и дверей.

 
Дополнительное освещение поступает в мечеть через окна в барабане купола.

В данный момент используется современная позолоченная люстра. Гирлянда из старинных масляных светильников играет сейчас лишь декоративную функцию.

 

    В 1872 году, во время второго османского завоевания, мечеть подверглась реставрации и значительным изменениям, в том числе возвышение дивана в молитвенном зале и отделка мрамором михраба и минбара. В данный момент диван используется как место моления женщин, для которых ранее в этой мечети места не было.

 

Большой купол над молельным залом, башенки, восьмигранный фриз и некоторые элементы внутреннего декора позднее были использованы при строительстве мечетей Тахла (1620-1621) и Аль-Махди (1750-1751).

    

 

Использованная литература:

Ronald Lewcock. The Old Walled City of San'a'. Paris: UNESCO. 1986.

Barbara Finster. An Outline of the History of Islamic Religious Architecture in Yemen. In Muqarnas IX: An Annual on Islamic Art and Architecture. Oleg Grabar (ed.). Leiden: E.J. Brill. 1992

Сана. Принципы архитектурного градостроительства разных мусульманских эпох. Сана, Центр инженерного консультирования Аттахера, 2005. На арабском языке.

Г.М. Удалова. Йемен в период первого османского завоевания (1538-1635). М., 1988.

 

Текст и фотографии: Моисеева Анна.

Фотография Аль-Бакирийи 1928 года, предположительно сделанная турками, взята с GoogleMap.

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007