Культура и быт Йеменцев » Современная праздничная поэзия из Йафи`

Племенное объединение йафи`, населяющее горный район к северу от Адена, в течение многих вв. играло важную роль на политической арене Йемена. Проводя политику военной экспансии, йафииты в отдельные периоды истории распространяли свое господство на обширные территории - от южных районов Северного Йемена до Хадрамаута. При британском протекторате и социалистическом режиме в Южном Йемене многие представители йафи` занимали высокие государственные посты, но после объединения Севера и Юга в 1990 г. и перемещения центра политической жизни в Сану удельный вес йафиитов в государственном аппарате снизился, что привело к уменьшению их участия в процессе распределения национального дохода, вызвав среди них ощущение некоторой обделенности, собственной периферийности.

Как принято в Йемене, чувства и мысли масс доводятся до правителей народными поэтами. В городке Лаб`ус, административном центре Йафи`, ежегодно проводится фестиваль посвященный окончанию священного месяца рамадан, на который съезжаются йафиитские поэты, чтобы прочитать свои стихи, адресованные Президенту страны. Одиннадцать оказавшихся в нашем распоряжении праздничных касыд из Йафи` (одна сочинена в 2000 г. десять других - в 2002 г.) дают представление о сегодняшних настроениях йафиитов и позволяют выявить общие для касыд такого рода композиционные, тематические и стилистические особенности.

В композиционном плане касыды достаточно традиционны - с религиозным вступлением приветствием присутствующих высоких гостей, включая Президента - как воображаемого гостя, основной частью и религиозным заключением. Основная часть начинается как панегирик Президенту, где перечисляются достижения йеменской внутренней и внешней политики: объединение страны, развитие нефтедобычи, строительство инфраструктуры восстановление легендарной Марибской плотины, разрешение пограничных споров с Саудовской Аравией, Оманом и Эфиопией, жесткая позиция в отношении Израиля, и, что интересно, дружественные отношения с США. Все эти успехи, преподносимые как личные заслуги Президента, служат, однако, лишь фоном, на котором поэт далее рисует проблемы существующие в Йафи`: отсутствие хороших дорог, надежного водо- и электроснабжения отставание в сфере медицинского обслуживания и образования. Несправедливость такого положения вещей поэт искусно оттеняет перечислением заслуг йафиитов в борьбе против англичан в шестидесятые гг., в революциях 1962 и 1967 гг., в объединении Йемена и победе над сепаратистами в 1994 г. Негодуя по поводу контраста между ситуацией в Йафи` и в других, более благополучных, районах, один из поэтов восклицает: "Йафи` находится в Йемене, или в стране Вак-Вак? . . Или мы дети от жены, которую бросили?" Жесткой критике большинство поэтов подвергают и ситуацию во всем Йемене, когда говорят о расцвете коррупции, отсутствии внутренней безопасности, росте цен, безработице. Характерно, что поэты винят во всем этом не Президента, а возглавляемый им государственный аппарат, и в завершении касыд просят Президента решить все перечисленные проблемы и увеличить, таким образом, свои и без того бесчисленные заслуги.

В стилистическом отношении касыды неоднородны. Высокий стиль панегирика сменяется на деловой, конкретный тон при указании на существующие в Йафи` проблемы и переходит в острую сатиру, когда поэт начинает язвить по поводу отдельных государственных структур, организаций и лиц. Так, в одной из касыд поэт называет президента лучшим из вождей, испытанным воином, потомком Кахтана и Зу Йазана, народной гордостью, основой благополучия и символом родины, а далее рассказывает, что в Йафи` за киловатт электроэнергии им приходится платить 13 риалов, и что семиклассник в Йафи` не в состоянии прочитать текст на арабском языке. Другой поэт называет объединение Йемена чудом, благородной невестой, которую Президент преподнес будущим поколениям, а потребительское отношение правительства к йафиитам, много сделавшим для страны характеризует фразой: "Ты вари кашу, стряпуха, а есть ее будут дядины дети!" Про административный аппарат в Йафи` один из поэтов говорит, что это не более чем письменный стол, да писарь, а про рост цен - что он хуже, чем рана от кумулятивного снаряда. В целом, такое смешение стилей придает касыдам непосредственность и остроту.

Интересно, что за сочинение подобных касыд поэты рассчитывают получить солидное денежное вознаграждение от властей, что, по утверждению многих наших знакомых йафиитов, обычно и происходит. Поэт, таким образом, должен уметь находить баланс между восхвалениями Президента, которых требуют его материальные соображения, и критикой существующего положения, которой требуют его собственная честь и соплеменники. Известны случаи, когда касыды отвергались организационным комитетом фестиваля из-за их чрезмерной резкости, но обычно поэты успешно справляются со своей задачей.



Текст и фотографии: М.Н. Суворов

 
 

@copyright yemen-club.ru 2007